В первой части своего повествования про Истрию меня унесло по грибы, во второй все же попробую рассказать про сам полуостров на котором я побывал месяц назад по приглашению TUI Россия и туристического сообщества региона Истрия.
Начну с самого интересного, с нудистов. Натуризм зародился в Германии в начале XX века под названием «культура свободного тела». Основателем современного натуризма можно считать французского учёного-географа и анархиста Элизе Реклю (1830—1905), который до немцев предлагал использовать наготу в социальных целях. В Германии первым идеологом движения за обнажение стал Генрих Пудор, он продвигал идею обеспечения гармонии в развитии души и тела, необходимые для формирования «совершенного человека нордической расы». Хотя это движение изначально носило мирный характер, оно распространилось в среде нацистского офицерства, получив названия «нудокультуризм» и «нудонацизм». В России идеологом нудизма являлся известный поэт Максимилиан Волошин, автор нескольких трудов на эту тему. В первые годы советской власти, натуризм был довольно распространён: проводились обнажённые шествия по улицам городов, в том числе Москвы. Большевистская верхушка в те годы воспринимала наготу как часть новой пролетарской культуры, так как «при обнаженности классовые различия исчезают». Ленин считал, что в движении нудистов есть «здоровое пролетарское начало». Детский отдых в России с 1922 г. также развивался по пути натуризма. Дети в пионерских лагерях (в лагерях гитлерюгенда тоже) до середины 1930-х годов загорали и купались обнаженными. Во времена тоталитаризма "гайки" подзакрутили и нудистов начали гонять.
Обычно нудизм – явление семейное. В среде нудистов считается, что приобщение детей к натуризму дает значительное снижение их естественного любопытства к различию полов, находящихся у многих других людей на грани с патологией, полностью предотвращает склонность к подглядыванию, служит основой спокойного отношения к проявлениям собственной и чужой сексуальности, развитию гармоничных взаимодействий духа и тела.
В Хорватии туристы могут официально, не боясь преследований, купаться и загорать голыми с 1953 года. До того момента нудизм в Европе практиковался только в закрытых клубах. Здесь созданы кемпинги и целые отели для нудистов, так что, все поклонники этого вида отдыху могут отдыхать здесь с полным комфортом в кругу себе подобных. Нудистские центры Хорватии традиционно наиболее популярны у немцев и итальянцев, коих тут большинство. Из стран бывшего СССР народа не много, но встречаются. Посетить нудистский пляж может каждый, некоторые из них оборудованы предупреждающими знаками, на которых изображен перечеркнутый купальник. Полноценные туристические центры для нудистов расположены в обособленных местах. Фотографировать в подобных местах запрещено, при этом все фотографируют, но не в общественных местах (не на пляже или посреди улицы), а там, где никто, кроме своих в кадр не попадет. Главное здесь не ограничить свои права, а не нарушить чужих. Натуристы - народ приветливый, деликатный до целомудренности, доброжелательный и ценящий уединение. Здесь нет ничего, делающегося напоказ и голые задницы – не вызов, а стремление к максимальному личному комфорту.
На западе Истрии расположился популярный у нудистов курортный город Врсар. Кроме симпатичных пейзажей и жареных поросят, которых здесь подают практически в каждом ресторанчике, Врсар знаменит во всем мире благодаря натуристскому парку Koversada (100 га с 5-километровой прибрежной полосой). Стиль одежды в Коверсаде абсолютно демократичный. Хочешь быть раздетым – будь, хочешь оставаться в одежде, твое право. Одежда обязательна только в нескольких ресторанах и двух супермаркетах. Почему именно в них никто не знает. Еду магазинах Коверсады лучше не покупать, по сравнению с Врсаром цены завышены на порядок. Вход в воду с островного пляжа – галечный, есть оборудованный пляж для детей. Набережная Врсара - сплошная сувенирная лавка и кафешки, а сам городок средневековый. Какое-то время в Врсаре жил Джакомо Казанова, город упоминается в его мемуарах. Именем Казановы названа одна из улиц города.
До курорта Crveni Otok примерно 15 минут на лодке от города Ровинь. Отель и комплекс апартаментов расположены на островах. Жилье от относительно дешевого до дорогого, буфет-ресторан, пицца-бар, аперитив-бар, бар в плавательном бассейне, рестораны «Dvorac» и «Maskin», таверна, крытые и открытые бассейны, магазины, парикмахерская, медобслуживание, детский сад, прокат оборудования для дайвинга, яхты, серфинг, теннис, сауна, массажный салон, ванны с гидромассажем, солярий. В общем, все что нужно для растительного существования. Дискотеки проводятся на террасе и в ночном клубе «Valentino». Есть даже музей.
Курорт Villas Rubin является маленьким "городом" (498-ю комнат в бунгало и 450 апартаментов). Расположен в 3-х километрах от центра Ровиня. Здесь вы можете найти все, что должно быть в маленьком городе: ресторанчики, пиццерию, снэкбар, винные и пивные погребки, супермаркет, мясную лавку, медицинское обслуживание, а также киоски с сувенирами и прессой. Villas Rubin предлагает водные лыжи, плавание, дайвинг и виндсерфинг, теннисные корты, футбольное поле, а также места для игры в гандбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и мини гольф.
С маркетинговой точки зрения хорваты совершенно правильно сделали ставку на отдых для натуристов — каждый год это движение объединяет все большее и больше число последователей.
На этом интересная часть заканчивается и начинается нудятина про историю.
Как Россия - это некое ментальное пограничье между Западом и Востоком, так и Истрия - некий фронтир между Италией и славянскими Балканами. И в течении всей письменно зафиксированной истории была фронтиром.
В доримские времена на полуострове жили истры — индоевропейский народ неясного происхождения предположительно родственный венетам и либурнам. Хорватские экскурсоводы говорят, что истры - одно из иллирийских племен, но это маловероятно, т.к. их топонимика по ряду морфологических признаков скорее близка венетской (группа племён, населявших северное побережье Адриатического моря, к северо-востоку от реки По (север Италии). Позднее по имени венетов эта область получила название Венетия (откуда город Венеция и современный регион Венето)). Истры занимались мореплаванием и торговлей. В общем пиратствовали помаленьку. Если не могли кого ограбить, то торговали, а когда грабить было некого и торговать нечем, занимались мирным рыболовством. Так и жили. И хотя римляне и греки считали их варварами, судя по сохранившимся развалинам, керамике и скульптуре это был весьма древний и вполне культурно-развитый народ.
Археологи относят истров к кастельерской культуре (культуре укреплённых поселений) которая существовала на территории Истрии в эпоху бронзового века, примерно 15-3 в. до н. э., постепенно распространившись на северо-восточные области Италии, вплоть до завоевания римлянами. Название культуры происходит от укреплённых поселений «кастельере» (castellieri, букв. «маленький замок»), распространённых на территории данной культуры.
Создателем культуры был народ, ведущий морской образ жизни. Первые укреплённые посёлки были сооружены вдоль побережья Истрии и напоминают мегалиты того же периода, распространённые в микенской культуре. Поскольку подобные конструкции были распространены во всём Эгейском мире ещё до прихода греков, они не позволяют сделать вывод о происхождении данного народа. Территория кастельерской культуры примерно соответствует расселению известных в исторический период истров и либурнов.
Укреплённые поселения «кастельере» обычно располагались на горах или возвышенностях, реже — на горных плато, и состояли из одной или нескольких стен, внутри которых находились жилые помещения. Толщина стен могла достигать 4-5 метров, а высота 5-7 метров. Фактически кастельере были укреплёнными городами, периметр которых мог достигать 2-3 километров. Стены сооружались следующим образом: между двумя стенами из массивных блоков находилось пустое пространство, которое заполнялось мелкими камнями, землёй и прочими материалами.
В Истрии, Фриули и Венеции-Юлии обнаружено несколько сот кастельере, из которых самым крупным и важным был, по-видимому, Несакций (современное название — Несацио) на юге Истрии.
В III в. до н. э. у истров начались проблемы с конкурентами в лице как древних греков (истры упоминаются в мифах об аргонавтах и Медее), так и римлян, торговой деятельности которых они препятствовали. Начиная с 221 г. до н. э. римляне предпринимают ряд военных походов в Истрию и постепенно ее оккупируют. Для контроля территории, населённой истрами, с 181 г. до н. э. римляне основали на севере Адриатики новую колонию Аквилея. Истры пытались воспрепятствовать сооружению этого города, однако римлянам в ходе войны 178/177 гг. до н. э. удалось разрушить главный городской центр истров Несакций. Римлянам удалось лишить город доступа к питьевой воде. Оказавшиеся в безвыходной ситуации защитники убили своих жен и детей, побросали их трупы со стен и героически погибли в сражении во время штурма.
Руины города Несакций (название дано римлянами) - предположительно главный городской центр истров, позже римская крепость. Захвачен римлянами в ходе войны 178/177 гг. до н. э. В настоящее время археологическое городище Визаче близ пос. Валтура в 11 км к востоку от Пулы.
В настоящее время в Истрии можно видеть довольно много архитектурных объектов и археологических памятников римского периода. Самым значительным из которых является амфитеатр Пулы.
По своим размерам, амфитеатр занимает 6-е место в мире среди подобных сооружений. Вместимость постройки, в период её активного использования, составляла 23 тыс. человек. Основным развлечением зрителей были бои гладиаторов и травля диких животных.
Арена была построена в I веке н. э., в то время, когда Пула являлся достаточно крупным городом Римской империи. Изначально, она находилась за городскими стенами вдоль дороги Флавия. В 2—14 годах при императоре Августе, амфитеатр был деревянным, и лишь во времена правления Клавдия был перестроен и стал каменным.
В V веке император Гонорий (вот дал Бог имечко...) запретил гладиаторские бои, и с этого времени начинается снижение интереса к сооружению. С того же века начинается постепенное разграбление и разрушение амфитеатра местными жителями. В эпоху Средневековья, территория арены использовалась для выпаса домашнего скота, ярмарок и рыцарских турниров.
В начале XIX века была проведена реконструкция арены под руководством архитектора Пьетро Нобиле и покровительством австрийского императора Франца I. В 1932 году амфитеатр переоборудован для театральных постановок, военных церемоний, парадов и различных массовых мероприятий.
Помимо архитектуры по западному побережью Истрии множество античных каменоломен. Больше всего сохранившихся римских памятников находится в Пуле. Для знакомства с историей города рекомендую посетить местный Археологический музей, он имеет вполне неплохую коллекцию. Много памятников времен римской империи расположено на архипелаге Бриуны.
После падения Западной Римской империи, Истрия захватывалась и разорялась готами и лангобардами. В 535-554 гг. Византийско-готская война. Византия отвоевывает власть над Верхней Италией и Истрией, после чего до 751 года Истрия входила в состав Византии. В Порече находится одна из красивейших ранневизантийских церквей в Европе, Евфраизиева базилика, названная в честь епископа Пореча (входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО).
Примерно с 600 г. хорватская этническая группа заселяет север Истрии и бухту Кварнер, однако, в отличие от многих других территорий современной Хорватии, им не удалось вытеснить или ассимилировать романское население.
В 789 году Истрия присоединена к Франкскому королевству, которое вводит феодальную систему. С ослаблением Франкского королевства и его уменьшением, Истрия попадает сначала под власть Итальянского королевства, затем в 952 году присоединяется к Баварскому герцогству, в 976 входит в состав герцогства Каринтия, в XI веке становится самостоятельной территорией под властью церкви (патриарха Аквилеи).
Позже значительная часть Истрии входит в состав к Венецианской республики. В венецианский период длившийся около 800 лет Истрия пережила небывалый культурный и экономический расцвет. Это был самый продолжительный политически стабильный период на протяжении всей истории полуострова. Громадное количество средневековых дворцов, вилл, храмов, многие из которых сохранились до наших дней, были построены именно тогда. Если во время прогулки по какому-либо из городов Истрии вы видите красивое и явно средневековое строение, скорее всего оно времен Венецианской республики.
Из Хорватии пошла мода на ношение галстуков, а также само слово «галстук» в некоторых языках. Во время тридцатилетней войны (1618—1648) французам понравилось, как хорватские всадники повязывали на шею платки. Рассказывают, что французы показывали на грудь хорватам и спрашивали, «что это такое?». Хорваты думали, что их спрашивают «кто ты такой?» и отвечали «хорват». Так появилось французское слово «Cravate» («галстук»), в немецком языке также есть вариант перевода слова «галстук» как «Krawatte». Слово галстук имеет похожий вид и в ряде других европейских языков. Например, в украинском языке используется слово «краватка», которое произошло от французского «cravate». В русском языке слово «галстук» имеет другое происхождение: оно произошло от немецкого слова «Halstuch», что в буквальном переводе означает «шейный платок».
После падения венецианской республики в 1797 г. Истрия была присоединена к Австрии.
1805 г. Пресбургский мир между Францией и Австрией. Истрия и Далмация отходят к Италии.
1809-13 гг. Наполеон объединяет Истрию, Далмацию, Словению и Восточный Тироль в составе иллирийских провинций Французской империи.
1814-15 гг. После падения Наполеона Истрия по решению Венского конгресса переходит к Австрии. Славянское население подвергается жесткой дискриминации. Если во время прогулки по какому-либо из городов Истрии вы видите не красивое, казенное строение, скорее всего оно времен Австро-Венгрии.
После Первой мировой войны Истрия снова переходит Италии. Население новообразованного региона Венеция-Джулия, в особенности славяне, были подвергнуты жёсткой итальянизации, были запрещены все языки, кроме итальянского. Во времена Муссолини на полуостров было перевезено около 50 000 итальянских «колонистов».
После Второй мировой войны полуостров отошёл к Югославии, после чего этноязыковая политика развернулась в другую сторону. Большая часть итальянского населения полуострова эмигрировала в Италию. К 1956 г., когда исход итальянцев закончился, на полуострове осталась почти половина от прежнего его населения.
В составе Югославии полуостров был поделён административной границей между Хорватией и Словенией, весьма приблизительно проходящей по линии этноязыкового размежевания между народами. После распада Югославии в 1991 г. условная административная граница стала государственной, что привело к тому, что полуостров впервые в своей истории оказался поделён между двумя странами.
Применяя термины «хорваты», «итальянцы» и «словенцы», не следует забывать, что речь идёт именно об истрийских этносах. Так, говоря о «хорватах» применительно к большинству населения полуострова, не следует забывать, что от прочих хорватов истрийские сильно отличаются языком, культурой и даже кухней. Что касается «итальянцев» Истрии, то это слово может относиться и к потомкам людей, которые исторически здесь всегда проживали и сохранили принадлежность к романской культуре, и к славянам, перенявшим в XIX или XX веке итальянский язык и образ жизни, и к потомкам эмигрантов из Италии, приехавших на Истрию в период между мировыми войнами и не уехавших обратно в Италию после окончания Второй мировой войны.
В 1910 г. согласно переписи населения 41,6 % истрийцев говорили по-хорватски, 36,5 % по-итальянски, 13,7 % по-словенски, 3,3 % по-немецки. События XX века привели к сильному сокращению числа людей, считающих итальянский родным языком. Несмотря на это в большинстве портовых городов Истрии, как в Хорватии, так и в Словении сохраняется двуязычие, а итальянский признан вторым официальным языком. В 2001 г. перепись населения в хорватской части Истрии принесла следующие результаты по национальному составу: хорваты — 71,9 %, итальянцы — 6,9 %, словенцы — 4,3 %, сербы — 1,5 %, прочие национальности менее 1 %. Около 10 % определили себя как истрийцев.
Тема "откуда взялись хорваты", как и в случае с другими славянскими племенами остается дискуссионной. По одной из версий основанной на трактате византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (середина Х в.): «Один из родов, отделясь от них, а именно пять братьев: Клука, Ловел, Косендцис, Мухло и Хорват — и две сестры, Туга и Вуга, вместе с их народом пришли в Далмацию и обнаружили, что авары завладели этой землей. Поэтому несколько лет они воевали друг с другом — и одолели хорваты; одних аваров они убили, прочих принудили подчиниться. С тех пор эта страна находится под властью хорватов».
С недавнего времени появилась и другая гипотеза имеющая, как своих сторонников, так и противников. Состоит она в следующем: до появления на территории Далмации хорватского политического образования хорватской этнической общности не существовало. Первоначальные носители имени «хорват» представляли собой либо социальный слой Аварского каганата, наделенный военными функциями и контролировавший окраины аварской политии, либо клан, игравший важную роль в каганате благодаря торговым и политическим функциям, либо военно-политическую элиту каганата на определенном этапе его развития. Хотя в определении конкретного статуса первоначальных носителей имени «хорват» взгляды исследователей, не считающих их этнической общностью, существенно разнятся, сама по себе гипотеза о том, что название «хорват» на территории Далмации первоначально не имело этнического значения, продолжает получать поддержку исследователей.
Художник: Franz Skarbina (1849-1910). From Blätter für kostümkunde : historische und Volkstrachten. (Berlin : Lipperheide, 1874-1876) Doepler, Carl Emil (1824-1905)
Наиболее распространённой религией в Хорватии является католицизм, католиками по данным общенациональной переписи 2011 года считают себя 86,28 % общего населения страны. Подавляющее большинство хорватского католического населения принадлежит к латинскому обряду. Католическая церковь в стране не имеет статуса государственной, хотя де-факто получает общественное финансирование и пользуется от государства рядом привилегий. В государственных школах существуют уроки религиозного обучения, однако они не обязательны к посещению. В настоящее время в стране более 2300 католических священников. Храмы не пустуют. На туристов шатающихся по храмам во время службы прихожане смотрят весьма неодобрительно.
С самого раннего периода существования независимого хорватского государства (IX век) оно было тесно связано с латинским Западом. При первом хорватском короле Томиславе I состоялись два сплитских церковных собора, которые решали вопрос о допустимости богослужения на славянском языке. Несмотря на решения, вынесенные в пользу латыни, славянское богослужение продолжало существовать параллельно с латинским и представляло собой римскую мессу, служащуюся на церковнославянском и с богослужебными книгами на глаголице. Глаголический обряд окончательно исчез из употребления в середине XX века.
После Великого церковного раскола хорватская церковь осталась в общении с римским епископом, несмотря на тесные политические связи с Византией. В 1687 году хорватский парламент официально провозгласил святого Иосифа покровителем страны.
После распада Австро-Венгрии Хорватия вошла в состав Югославии, где межнациональные противоречия между хорватами-католиками, сербами-православными и боснийскими мусульманами усугублялись религиозными и приводили к конфликтам, последним из которых по времени стали Война в Хорватии (1991-1995) и Боснийская война. В ходе военных действий было разрушено большое количество католических и православных храмов. Потоки беженцев (сербов из Хорватии, хорватов из Боснии и Герцеговины) привели к существенному изменению этно-конфессиональной картины.
Каждый из городов Истрии имеет свой неповторимый облик. Смесь венецианской и австрийской архитектуры мило дополняются "шедеврами" зодчих социалистической Югославии, не сильно отличающихся от того, что мы можем видеть на территории России. Все города характеризует некая милая обветшалость.
Перемещаться по Истрии можно только на автомобиле или с организованными экскурсиями, автобусное сообщение развито довольно слабо. Экскурсионный вариант изучения полуострова не рекомендую. Города маленькие, заблудиться негде, лучше познавать их самостоятельно, без толпы и спешки. Туристический сезон завязан на купальный. Пляжи - камень, реже и галька. Туризм на Адриатике начал развиваться ещё в XIX веке; в XX веке хорватское побережье было одним из самых развитых туристических направлений в социалистическом мире. В 1990-е годы туризм в Хорватии пережил серьёзный спад, причиной которого были военные действия в бывшей Югославии и устаревшая туристическая инфраструктура, не отвечавшая западным стандартам качества. С начала 2000-х годов туристическая индустрия развивается бурными темпами. В Хорватии вы будете постоянно ловить себя на мысли, что персонал отелей и едален постоянно пребывает в перманентной спячке. Может зимой они оживают, не знаю, но в туристический сезон это доброжелательные самнамбулы.
Из природных достопримечательностей популярны: архепилаг Бриуны, мыс Каменяк, орнитологический парк Палуд, пещера Баредине, яма Пазина (Пазинская пещера), пещеры Фештине, пещера Мраморница, Лимский канал, пещера Ромуалда, лес Мотовуна и природный парк Учка (занимает площадь 160 км² на территории горных массивов Учка и Чичария; самые высокие вершины на территории парка — горы Вояк (1396 м) и Вели-Планик (1272 м)).
Я был только на архипелаге Бриуны, да и то не долго и только на одном острове. С 1983 года архипелаг являются национальным парком. Хорошее место. Президент Югославии Иосип Броз Тито не случайно устроил роскошную летнюю резиденцию на самом крупном из островов. Тито использовал остров с июня 1947 года по август 1979 для приёма зарубежных высокопоставленных лиц и личного отдыха. Если решите тут пожить, рекомендую осень, когда на острове Большой Бриун можно понаблюдать и поснимать бои самцов оленей или раннюю весну, время массового цветения местных растений. Летом и зимой там делать особо нечего. Название итальянской фирмы Brioni происходит именно от этих островов.
Официальный сайт национального парка: http://www.brijuni.hr/ru/
Кафе на острове Большой Бриун рядом с зоопарком
Отелей, вилл и всяческих жилых домов, квартир и палаточных городков множество и на любой вкус. Я жил в двух отелях. Один из них Kempinski Hotel Adriatic. Вполне приятное место, рядом хороший ресторан с видом на море.
По поводу окрестностей ничего сказать не могу, т.к. для прогулок совершенно не было времени. Ниже то, что удалось снять за часовую прогулку.
Второй отель - Lone, расположенный в пешей досягаемости от города Ровинь. Старый город Ровиня расположен на полуострове, похожем по форме на каплю, в центре которой находится кафедральный собор. Архипелаг города, на который открывается красивая панорама с береговой линии его исторического центра, насчитывает 22 островка. Ежегодно в Ровине проходит паломничество в честь Св. Эуфимии (16 сентября), на которое собираются тысячи верующих со всей Европы, в начале мая — регата Ровинь — Песаро, в августе — Ровиньская ярмарка, а в сентябре — яхтенные гонки.
Перед поездкой я взял на тестирование фотоаппарат Olympus E-PM2. У него есть функция под названием "мультиэкспозиция", когда в одном изображении совмещаются два снимка. Ниже несколько видов окрестностей Ровиня сделанных с использованием этой функции.
Во всех городах Истрии довольно неплохая сувенирная продукция. Если есть время можно найти лавочки с авторской керамикой и забавные барахолки с недорогими старыми вещами.
В туристической части города фрукты покупать не рекомендуется, поскольку цены на них за гранью добра и зла. Лучше узнать у местных жителей, где расположен городской рынок.
Последнее время входит в моду агротуризм. Если надоело на море и хочется пожить вдали от суеты на континенте, рекомендую виллу Meneghetti. Комфорт, тишина, виноградники, хорошая кухня. Единственный минус - обслуга ни черта не понимает по русски.
Если решили закупить хорошего оливкового масла, посетите плантацию семьи Ipša. Я особым ценителем этого продукта не являюсь, но судя по тому, что сюда постоянно подъезжает народ купить бутылочку-другую последнего урожая, масло там действительно хорошее.
С бухлом в Истрии все отлично. Довольно большой выбор местных вин + разнообразные и оригинальные крепкие напитки. Явно сказывается близость к Италии. Я посетил два производства вин: крупное и современное KOZLOVIĆ VINA и более мелкое, но при этом более традиционное (существует с 1891 года) и интересное Kabola. Поскольку оба эти производства мы посетили в один день, надегустировался я знатно.
Кухня Истрии - средиземноморская, вкусная и разнообразная. Ее оригинальной, но сезонной составляющей являются блюда с трюфелем, но о них я писал в первой части. Если живете на берегу и готовите самостоятельно, сразу по приезде ищите "рыбарницу". Это такая лавка, где продают свежую рыбу и моллюсков. Ассортимент не стабильный, что поймалось, то и на прилавке. В некоторых еще и зажарить могут к заранее оговоренному времени.
Судя по всему, содержание собак в Истрии более популярно, чем содержание кошек. Возможно из-за тотального увлечения жителей сбором трюфелей.
Бродячих животных не встречал ни разу.
На этой зоологической ноте я завершаю свое повествование о Истрии, писать о ней можно много, но я признаться уже подзадолбался.