Дмитрий Константинов (d_konstantinov) wrote,
Дмитрий Константинов
d_konstantinov

Categories:

о фотоанималистике

Раз уж Константин Михайлов поднял тему о правде и не правде в фотоанималистике, давайте об этом поговорим.

История вопроса:
Статья Сергея Горшкова о диких волках (http://www.wild-wonders.com/blog/?p=5617) на сайте Wild Wonders of Europe.
Где автор, помимо описания трудностей съёмки диких волков, пишет следующее:
* "В мире много известных фотографов делали замечательные снимки волков, но в России этого никогда не было сделано, и это был большой вызов и испытание для меня."
Оставим эту фразу на совести автора. Хочу сообщить, что знаю лично, как минимум 5 фотографов снимавших диких волков на Таймыре и в других регионах.
* "Когда я снимал диких кабанов на подкормочной площадке, неожиданно для меня появились волки. Я стал свидетелем уникального события, когда я мог видеть взаимодействие между хищником и жертвой. Во-первых, дикие кабаны не обращали внимания на волка, он полностью игнорировал их присутствие. Это противостояние продолжалось около часа. Волки делали атаку проверяя жертву. Эта тактика позволяет им оценить свои силы. И когда кабан начал ослабевать, волки закрыли кольцо и, как наконечник копья, бросились к жертве. В нужный момент наиболее сильный волк начал заключительное нападение. Другие волки напали с фланга. Они хватали кабана за чувствительный нос или за уши."
А вот описание охоты на кабана из блога зоолога Анны. Ссылка на блог которой опубликована в комментариях под статьёй на сайте Wild Wonders of Europe. Возможно той же охоты. Дело происходит в Пуплово, где содержатся волки и существует большой вольер с участком леса:
"А вы видели когда-нибудь, как волки убивают?
Ну, метрах в 5 от вас? Такие волки, юные и неопытные… которые охотились на жертву (если не считать кроликов и енотов) до этого 1 раз в жизни.
При том, что на них смотрят, они знают это и зрителей не опасаются."
Далее следует подробное описание охоты: http://nightfelis.livejournal.com/78004.html
В комментариях к посту можно прочитать: "фото делал некий Горшков (думаю немалоизвестный)...собссно и кабана-то он платил и привёз, чтобы фотки козырные делать".

На фотографии волков из Пуплово можно посмотреть тут:
http://rusbiophoto.com/rus/sys/track/201030201010202.htm
http://nightfelis.livejournal.com/77251.html

По словам зоологов Сергей Горшков в Пуплово не посторонний. Волков этих снимал неоднократно. Наверняка, чем-то помогает в их содержании.

Возникает естественный вопрос о соответствии фотографий и текста статьи. Что снято? Реальная охота диких волков на дикого кабана или кормление волков содержащихся в неволе живым кормом?

Постановочная и вольерная фотосъёмка - это не плохо, поскольку позволяет получить интересные и зрелищные фотографии. Таких фотографий множество в книгах о природе, авторских и тематических фотоальбомах и т.п.
Но, во всём мире такая фотография совершенно отдельный жанр, не имеющий ничего общего с журналистикой. Все вызывающие сомнения публикации могут быть проанализированы и фотограф-журналист, уличённый в постановке или в фотомонтаже, автоматически вылетает из профессионального сообщества.
Для желающих почитать на эту тему:
http://zombietime.com/reuters_photo_fraud/
http://www.msnbc.msn.com/id/13165165/

Напомню историю с фотографом National Geographic Жиль Николе.
В июльском номере за 2004 под названием «Встретить зверя лицом к лицу» была опубликована статья о племени барабейгов, которые, вооружившись копьями, охотятся на слонов, львов и других крупных млекопитающих. И уже вторая фотография в этом материале – подделка.
На бивне слона, который несет ближний к нам охотник, можно различить буквы и цифры. Подпись гласит: «Мужчины из племени барабейгов обнаружили тушу слона, чьи бивни теперь тащат на плечах».
Фальшивыми являются и фотографии охоты на страницах 86-87. Это становится понятно даже без всяких пояснений со стороны редакции. Четверо разнаряженных охотников столпились и бросают копья в непроходимую чащу. Как слон мог физически забраться в тесные, густые заросли, и почему его совершенно не видно на специально нерезком снимке, не поясняется. А на фотографиях справа на охотнике нет ожерелья, которое было на предыдущей странице (потому, как выяснится, что это совсем другой охотник). К тому же в тексте сказано, что в зарослях спрятался слон, а на фотографии – маленький слоненок с совсем маленькими бивнями. Форма копья тоже не совпадает с показанными ранее образцами.
В сентябрьском номере появилось опровержение под заголовком «Редактор лишился сна»: «Мы разочаруем вас. В июле 2004 года мы опубликовали сюжет о том, как племя барабейгов в Танзании охотится на слонов. Вскоре после этого некоторые читатели указали на то, что на бивне слона (стр. 80-81) проставлены буквы и цифры. Они плохо различимы, но в журнале их все-таки можно разглядеть.
Теперь мы знаем, что фотограф Жиль Николе взял эти бивни напрокат в департаменте Общества защиты природы Танзании и вручил их охотникам. Перед публикацией мы пристрастно допрашивали его, но он настаивал на том, что эта информация верна. То, что он сделал, вручив нам постановочный снимок, в корне противоречит принципам National Geographic. Позже мы выяснили, что фотографии на странице 87, на которых, как сказано в подписи, изображен охотник, вытаскивающий копье из туши слона и отрезающий бивни, были сделаны на несколько лет раньше, в Камеруне.»
Остаётся под вопросом, как редактор работающий со всем объёмом привезённых фотографом картинок это прозевал. На плёнках всегда можно проследить последовательность событий и нет проблем с изучением деталей... Редактора номера вроде бы уволили. С фотографом Жиль Николе NG больше не сотрудничает.

Если общество не будет подвергать сомнению и анализировать предлагаемую ему фотопродукцию, фотожурналистика перестанет быть документом.

В настоящее время в нашей стране потихоньку развивается элитарная фотоохота. Бизнесмены и чиновники открыли для себя возможность самореализации в нетрадиционном для их круга направлении. В настоящее время среди призёров фотоконкурса «Золотая черепаха» (http://www.animalphoto.ru) довольно много богатых и влиятельных людей. Например Олег Пантелеев (http://www.panteleev-photo.com) является членом Совета Федерации. В феврале 2007-го года подборка его фотографий по Орловскому полесью была опубликована в журнале National Geographic.
Это не может не радовать. Поскольку деньги, которые они тратят на организацию съёмок перепадают заповедникам, охот-хозяйствам, научным стационарам и т.п. Так же они способствуют постепенному изменению взглядов общества на фотосъёмку дикой природы.

Единственно, что вызывает раздражение, так это неспособность журналистов удержаться от вылизывания. Просматривая имеющиеся в интернете материалы натолкнулся на прекрасную фразу:
«...сегодня Олег Пантелеев – один из родоначальников целого движения анималистов России наряду с фотографом Сергеем Горшковым.»
События Уральского федерального округа (26 февраля 2007 года)
Ну да... До них мы тут сто лет только в зоопарках снимали... )

Надеюсь со временем с фотоанималистикой у нас в России всё нормализуется и фотосообщество придет к необходимости четкого различения постановочной и документальной фотографии.

P.S. Продолжение: http://d-konstantinov.livejournal.com/516217.html

(c) Игорь Торгачкин
Tags: фотоанималистика
Subscribe

  • (no subject)

    не судьба

  • (no subject)

  • (no subject)

    Вот я бы только в таком стиле портреты на заказ и делал, но не востребованная стилистика. И в Инстаграме не смотрится.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 88 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • (no subject)

    не судьба

  • (no subject)

  • (no subject)

    Вот я бы только в таком стиле портреты на заказ и делал, но не востребованная стилистика. И в Инстаграме не смотрится.