Псевдоним этот придумал себе венгерский эмигрант, подлинное имя которого – Андре Фридман. В 1933 году, после прихода к власти нацистов, молодой фотограф, как и многие другие представители прогрессивной прессы, вынужден эмигрировать во Францию. Там пишутся первые страницы легенды. В Париже бурлит политическая жизнь, Фридман постоянно присутствует на собраниях, митингах Народного Фронта, снимает все важнейшие события, находится в самой гуще происходящего. Но слишком велика конкуренция, и Андре Фридман с молодой женой, тоже журналисткой, Гердой Таро, едва сводят концы с концами. Они решаются на авантюрный шаг: создают «агентство», работающее под руководством вымышленного, но богатого и удачливого американского репортера, которому они придумывают имя – Роберт Капа.
Поначалу им пришлось немало потрудиться, чтобы создать ореол вокруг придуманного ими фоторепортера экстра-класса. В небольших парижских барах, где собирались журналисты, были распущены слухи о невероятной оперативности, ловкости и удачливости заокеанского «аса репортажа». В их рассказах он рисовался буквально всемогущим. Не было, якобы, в мире такого события, на котором бы он не побывал, и всегда – раньше всех. По их мысли, его «имя, опыт и известность» должны были оплачиваться соответствующими гонорарами.
Миф постепенно обретал плоть и кровь. В журналах под репортажами из Франции начала появляться незнакомая короткая фамилия. Снимки действительно привлекали внимание своей оперативностью и острой социальной направленностью. Миф, удивительная настойчивость и трудолюбие делали свое дело. О новом агентстве заговорили.
далее:
http://photonews.ru/creative_foto/41
http://photonews.ru/creative_foto/45
отрывок из неизданной книги Владимира Никитина "Диалоги с фотографией"