Дмитрий Константинов (d_konstantinov) wrote,
Дмитрий Константинов
d_konstantinov

Categories:

Традиционная ловля ворон на Куршской косе


Фотографии из книги: J. Thienemann, Rossitten

(c) Дмитрий Константинов

(c)

(c)

(c)

(c)

Любопытно то, что пойманных ворон умерщвляли укусом в голову.
Скрашивая это не особо приятное занятие употреблением шнапса.

В 17 - 19 веках из за движущегося песка сократилась, а кое где и совсем исчезла, обрабатываемая земля, выросла необходимость в альтернативных источниках пищи. Рыбаки свое питание разнообразили за счет яиц чаек, соленого или копченого мяса ворон. Эти блюда знакомы и другим жителям приморья: ливам Рижского залива, кашубам Померании. В 18 - начале 19 века мясо ворон ели бедные литовцы. Об "охоте" на ворон в поэме "Времена года" упоминает классик литовской литературе поэт К. Донелайтис. С улучшением питания, и с прекращением действия указа об уничтожении ворон (1721г, 1724 г.) мясо ворон было забыто. В годы 1 мировой войны на базарах Караляучиуса и Клайпеды рядом с рыбой нерингцы продавали и ощипанных ворон с обрубленными ногами. Так называемых "голубков" горожане покупали охотно. До середины 20 века ворон для еды ловили как рыбаки косы, так и некоторые рыбаки приморья. Особенности питания нерингцев стали известны от отдыхающих.
Рыбаки ловили не "местных", а пролетающих ворон. Каждую весну и осень эти птицы, какое то время собираются в стаи около Венте и на Куршской косе. Весной они летят из юго - западной Европы в сторону Финляндии. Осенью возвращаются назад. До 1943 года власть через аукционы сдавала в аренду рыбакам площади или участки для ловли ворон. Откормленных ворон приманивали рыбой, в водке вымоченным зерном. Ловили сетями. Этим чаще всего занимались старые рыбаки и подростки. За день в сети попадало 150 - 200 ворон.

Курши

Курши (куроны) (латыш. kurši; лит. kuršiai)— западнобалтская народность, жившая на юго-восточном побережье Балтийского моря, на территории Западной Латвии и Западной Литвы, а также на крайнем севере Калининградской области (в древней Скаловии).
В 10 - 11 веке они достигли вершины своего могущества. Общая площадь земель куршей постоянно менялась. В 13 в. они владели западной Жемайтией, Латвийской Куршей и окресностями современной Клайпеды. На Куршской косе курши жили уже в 11 - 12 в. Археологи находят отдельные элементы погребальной одежды женщин и воинов на кладбищах юго - западной Самбии и начале косы. Бытует мнение, что курши- мужчины состояли в самбийской военщине. Захоронение женщин указывает на брачные связи самбийцев и куршей. Об этнической принадлежности жителей косы в 13 в. данных почти не имеется.
Во времена существования Ордена курши занимались рыболовством, доставкой писем, разведкой. После битв, эпидемий чумы и др. несчастий на опустевших землях косы поселилась часть куршей из северного Курша. Такие события упоминаются в источниках 14 - 17 в. На новых местах переселенцы нашли на том же языке говорящих куршей похожей культуры, они легко приспособились к образу жизни, близкому к их родине.
На язык северной Курши влияли языки ливов и латышей. Язык куршей приморья Жямайтии, Пруссии изменялся под действием литовского, немецкого языков. В конце 17 - 18 в. сформировался новый язык куршей. Он имел несколько диалектов, появившихся из-за постоянных миграций в Пруссию, и распространившихся среди местных куршей. С середины, до конца 19 в. курши южной и северной части полуострова говорили на разных диалектах, но их объединял общий образ жизни, духовная и материальная культура. С 18 до середины 19 в. большинство живших на материке куршей Пруссии олитовились или онемечились. В этих местах в диалектах немецкого языка осталось много элементов балтийских языков (куршского, прусского, литовского). К началу 20 в. остались лишь единичные, занимающиеся рыболовством, курши в дельте Нямунаса и Клайпеды общества рыбаков приморья (Мельнраге - Немерсета). В 19 - начале 20 в. среди приморских рыбаков куршский язык стал рабочим языком. Во время рыбалки литовцы говорили на куршском языке.
Изолированно от диалектов Курша формировался отдельный говор куршей косы. В начале 20 в. жители южной части косы переняли немецкий язык. Куршским языком пользовались до начала 60-х годов 20 в. Он был забыт в Литве, так как курши вымирали или мигрировали в Германию. Его зафиксировали в Германии энтузиасты культуры куршей П. Кваука, Р. Пиецх. В настоящее время этим языком и культурой заинтересовались литовские и латвийские ученые.
http://www.nerija.lt/ru/zmogus/paveldo.php

Другие источники говорят о том, что "Куршининков не следует путать с балтийскими племенами куршей, которые также связаны с этим регионом, однако в более ранний период. Сами куршининки, говорившие в основном по-латышски, себя называли kursenieki. По мнению лингвистов, они относятся к юго-западному курземскому диалекту латышского языка. Исторически они были колонистами из Ливонии. Источники фиксируют происходившую в Пруссии с нач. 15 в. миграцию куршининков: в 1402-1409 г. их уже можно было встретить в Клайпеде, Рагните (Неман), Венте, Росситтене (Рыбачий). На Куршскую косу они прибывали волнами до конца XV в., их привлекали богатые рыбой залив и море. Образовалась своеобразная этническая община с характерными чертами культуры: корабли куренай, флюгера, лекяй - украшения коньков крыш, охота на ворон."
http://www.litva-tour.eu/kurshskaya_kosa/history/83.html
Tags: куршская коса, птицы
Subscribe

  • (no subject)

    Редкий бронзовый тинтиннабулум II-III века нашей эры. Это римский оберег от сглаза и злых духов, который вешали у входной двери. Все злые духи…

  • (no subject)

    Старые бляди топят за нравственность и гуманизм, а потом, смыв косметику раздеваются и устраивают сеанс стриптиза с танцем в честь горя ближнего.…

  • (no subject)

    Окна и двери. 110 мотивов окон, дверей, балконов, оград, беседок и цветочных корзин в разных стилях. 1915 год. Автор: Стори Владимир Готлибович.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • (no subject)

    Редкий бронзовый тинтиннабулум II-III века нашей эры. Это римский оберег от сглаза и злых духов, который вешали у входной двери. Все злые духи…

  • (no subject)

    Старые бляди топят за нравственность и гуманизм, а потом, смыв косметику раздеваются и устраивают сеанс стриптиза с танцем в честь горя ближнего.…

  • (no subject)

    Окна и двери. 110 мотивов окон, дверей, балконов, оград, беседок и цветочных корзин в разных стилях. 1915 год. Автор: Стори Владимир Готлибович.…