Дмитрий Константинов (d_konstantinov) wrote,
Дмитрий Константинов
d_konstantinov

Categories:
Проекты об уничтожении греко-российского вероисповедания в отторженных Польшей от России областях. XVI век

- Зажиточнейшие обыватели отечества не должны принимать Русских ни в какие услуги, особенно не допущать их туда, где они могли бы сколько нибудь образовать себя, разве в том только случае, когда можно надеяться, что они откажутся от своего вероисповедания. Ибо таким образом, пребывая в невежестве, они впадут в крайнюю нищету и останутся в самом презренном уничижении, следственно, принуждены будут, или совершенно пасть от своей бедности, или переменить вероисповедание для какого-нибудь повышения и улучшения своего состояния.

- Так как в городах и местечках Русских находится еще значительная часть зажиточных жителей Русских, то и сих нужно довесть до нищеты и невежества, чтобы не могли ни деньгами, ни умом помочь себе. А достигнуть сего можно следующим образом: ежели города находятся в земских имениях, то наследственные владетели одним введением Жидов и помещением их в центре города погубят Русских; ибо Евреи, по природной своей Жидовской хитрости, приберут в свои руки все средства к приобретению доходов и завладеют всем в городе, вытеснят Русских жителей из города и заставят их вступить в крестьянство.

- Самый трудный к разрешению узел в сем благодетельном начертании составляют Архиереи и Священники, из коих одних нужно ослепить, чтобы не все видели, а других обременить разными тягостями, чтобы не могли ни возвышаться, ни думать, а тем более делать, что хотели бы.

- Священники в наше время большие суть невежды, совсем неучены, без всякого просвещения, и если они навсегда останутся в таком состоянии, то это не только не будет служить препятствием, но тем более будет споспешествовать к удобнейшему выполнению сего Проекта; ибо, будучи оставлены без образования, в невежестве, они не в состоянии будут ни знать начала своих обрядов, как и когда оные установлены, ни постигать причин, по которым введены в Российскую Церковь, ни внушать народу, что обряды сии подлинно заимствованы от Греческой Церкви, ни ясно и убедительно доказывать, что они ни в чем не изменены и не суеверны, ни, наконец, основательно противиться уничтожению оных. А для того, чтобы удержать их (что для нас весьма нужно) в столь глубоком невежестве, самым действительным средством я почитаю бедность, в которой они, как доселе оставались, так из оной никогда не выйдут...

- Семейства Священников во всем должны зависеть от местного господского начальства и, для большего их унижения, должны быть строго наказываемы за самые малейшие преступления, или неповиновение. При чем надобно распускать слух, что сыновья каждого Попа, обыкновенно поповичами называемые, кроме одного, который на место своего отца имеет поступить Попом, не освобождаются от крестьянства, что они не могут поселяться в вольных городах, ни переходить с одного места на другое. Когда же они придут в таковое состояние, что не станут верить сим неосновательным слухам, то нужно будет сделать постановление, под предлогом, будто бы это делается для понуждения их к образованию себя, на пр., такое: «те из поповичей, которые не достигнут надлежащего образования, пусть остаются навсегда крестьянами своих господ». Поелику же они имеют свободный вход в наши публичные училища, подобно всем Дворянским детям, то дворяне должны их преследовать.

- Но если бы по какому ни будь случаю (чего, впрочем, не надеюсь) Русские достигли надлежащего образования, то надлежит с ними поступать таким образом: уговаривать тех, которые захотят оставаться в духовном звании, чтобы они вели жизнь безбрачную, и оказывать им более, нежели другим, уважения, давать более свободы, увеличивать доходы, и проч. Когда таким образом все имеющие намерение поступить в Священники, с охотою станут избирать род жизни безбрачной, тогда намерения наши вполне достигнут своей цели; ибо по смерти безбрачных Священников некому будет заступать их места, крестьянским детям запретить учиться, поповичей не будет, Русского Дворянства также мало, и то без всякого образования; и так дойдет дело до того, что мы станем определять на сии места своих приходских Священников (plebanow) нашего Римского вероисповедания, а нам это и нужно.

- Чтобы удобнее погубить со временем Русских, для сего не худо бы записывать в общую особую книгу все случающиеся в их обрядах неблагопристойности, срамные слова и поступки против Римлян, частые приключения (hystorye) Священников, в которых, при столь великом их множестве, не будет недостатка, дабы, когда этот Проект начнет приходить в действие, свет мог видеть основательные причины таковых поступков со стороны Поляков. А если бы недостаточно было одних действительных упреков к подавлению Русских (что между самым умным и честным народом не может не иметь места), то весьма полезно будет, к подкреплению наших замыслов, разглашать хорошо обдуманные против них вымыслы, а еще полезнее будет, сообразуясь с обстоятельствами времени, тайно подбрасывать, под именем Священников, и того лучше самых Архиереев Русские сочинения, вредные Республике, вредные имени Польскому, вредные вере Католической. Это бы служило в свое время немаловажным к уничтожению в Польше Греческой религии поводом и сильным, как для духовного, так и для светского состояния, как для Сенаторов, так и для прочей Шляхты, побуждением к выполнению спасительного предприятия.

- Но поелику народ Украинский, Подольский и Волынский, держась своего вероисповедания, готов произвесть мятеж, то в таком случае, ежели трудно будет предавать смерти, или, по малочисленности Польских войск, удержать мятежников, Республика не должна жалеть о том пожертвовании, если всех таковых ревнителей отдаст в услуги Татарам. Они скоро приберут их в свои руки, а оставшийся после них край заселить народом Польским и Мазовецким.

Поступая таким образом, мы, без всякого сомнения, достигнем, со временем, того, что народ Польского Королевства утвердится во взаимной любви, согласии и единении; что Польша соделается предметом всеобщего уважения, взойдет на высочайшую степень могущества, и заставит трепетать пред собою все прочие народы; что религия Римско- Католическая распространится более нежели на 160 квадратных миль; словом, что все мы сохраним целость и безопасность своего отечества и пребудем в силе.

Проекты об уничтожени греко-российского вероисповедания в отторженных Польшей от России областях // Чтения императорского Общества Истории и Древностей Российских. №. 4. М. 1862

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Polen/XVIII/1780-1800/Unictozenie_russ_very/text.htm

Tags: история, русофобия, русские
Subscribe

  • (no subject)

    Для поиска информации (из серии не про товары), такие поисковые системы, как Яндекс и Гугл больше не годятся. Только прямые ссылки. Этот вывод я…

  • (no subject)

    Поскольку у нас тут фронтир между Востоком и Западом, то пора сделать паузу с азиатчиной и вспомнить про Англию. Историк в области садоводства…

  • Новые статьи ботву и не только

    * Болезни яблони в Московской области — в качестве определителя обзор не работает, скорее это путеводитель по статьям о болезнях яблонь. * Чем…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • (no subject)

    Для поиска информации (из серии не про товары), такие поисковые системы, как Яндекс и Гугл больше не годятся. Только прямые ссылки. Этот вывод я…

  • (no subject)

    Поскольку у нас тут фронтир между Востоком и Западом, то пора сделать паузу с азиатчиной и вспомнить про Англию. Историк в области садоводства…

  • Новые статьи ботву и не только

    * Болезни яблони в Московской области — в качестве определителя обзор не работает, скорее это путеводитель по статьям о болезнях яблонь. * Чем…