Статья для журнала Russian Digital (июльский номер, 2006г)
Отдых + камера = шидевры
Я трачу свое время на написание статьи. Вы тратите свои деньги на покупку журнала и время на чтение. Ну так давайте постараемся что бы все эти затраты окупились созданием хотя бы нескольких не банальных картинок!
Если вы так и не удосужились прочитать инструкцию к своему фотоаппарату – не беда. Вы не в коем случае не тупой и ленивый болван! Просто вы не считаете нужным загружать свою умную голову лишними знаниями! Кому нужны эти миллиарды резких, с правильной цветопередачей, технически и композиционно грамотных фотографий? Да никому! Красивые и правильные картинки надоели до крайности, они преследуют нас везде, в Интернете, на страницах журналов, в рекламе. Надеюсь вы понимаете, что делают их не из любви к процессу, а исключительно для того что бы заработать на этом денег. Но нам, простым любителям никакие деньги за наши фотографии не нужны. Для нас фотография не тяжелый труд, а приятное хобби и развлечение! Так давайте развлекаться, а не плодить пародии на картинки фотографов-профессионалов.
Почти в каждой камере есть автоматический режим. Автоматический режим – это наше ВСЕ! Если кто-то с этим не согласен, милости просим… Изучайте что такое экспозиция (толстая книжка, мало картинок, много цифр, цена 1000 руб), зонную систему Адамса (только на английском, 120$), осваивайте теорию цвета (много толстых книжек, графики, диаграммы, странные таблички с цветными кубиками, сами авторы не всегда понимают о чем пишут, 4000 руб минимум), пространственную композицию (две книжки, очень умные, никто из тех кто их прочел лучше фотографировать не стал, 2000 руб). Да! Самое главное забыл. Инструкцию к фотоаппарату придется выучить наизусть! Надеюсь, я вас убедил, что автоматический режим лучше…
Итак. Камеру на автомат, палец на кнопку спуска, с флеш-карты все стереть (все равно, то что вы там держите никому не нужно) и начинаем творчески отдыхать!
Что бы отдых удался и по его итогам было б чем гордиться нужно усвоить некоторые правила.
1. Постоянно снимайте подругу, жену и тещу! Это ваши главные объекты!
Ну и что, что не похожи на моделей?! И слава богу! Во первых никто другой их фотографировать не будет, что позволяет создавать эксклюзив, во вторых мы не какие-то там «рекламщики-постановщики»! Мы снимаем правду жизни! Зато нам есть чем гордиться! Чем ужасней модель, тем лучше! Фотографии Саудека видели? Обязательно посмотрите.
Если же вы, извиняюсь, женщина, снимайте посторонних мужчин. Почему посторонних? А для интриги.
2. Как снимать?
Только не так, как вы это делали раньше! Никаких предварительных приготовлений, никакой постановки: «дорогая положи ногу на ногу или раздвинь ноги шире» или «милый пусик, не чеши живот я тебя снимаю». Фотография – это магия остановленного мгновения, срез реальности, посмертная маска времени! Если модель как-то реагирует на то, что ее фотографируют – это уже не фотография, это фиксация реакции объекта на наличие фотографа. У вас мало таких картинок «все остекленели взглядами и вымученно улыбнулись»? Много. Ну и хватит!
3. Как снимать за столом?
Да, трудно оставаться незамеченным производя съемку сидя за столом нос к носу с объектом фотографирования. Но мы не папарацци, нам скрывать нечего. Главное что бы нам не позировали. Вы мило беседуете, в одной руке бокал вина, в другой фотоаппарат, из бокала вы пьете в целях творческого раскрепощения, фотоаппаратом снимаете. Если с небольшими паузами снимать постоянно (или имитировать съемку), очень быстро окружающие вас люди перестанут позировать и обращать на это внимание. И не нужно каждый раз подносить фотоаппарат к глазу, нечего через него высматривать! Поставьте объектив на широкий угол съемки и снимайте с руки. Не беда что часть кадров уйдет в брак. Не нужно экономить место на флэшке, отсняли сто кадров, просмотрели, девяносто девять стерли. Зато не вставая с места вы можете фотографировать с самых разных точек съемки, даже из под стола.
Вы наверняка слышали о фильтрах которые навинчивают на объектив в целях улучшения или видоизменения изображения. Всякие там поляризационные, конверсионные, с софт-эффектом. Не нужно их покупать. Множество эффектных фильтров находятся прямо на вашем столе. Это бокалы, рюмки, бутылки, отражения в ведерке с шампанским и т.п. Не нужно себя ограничивать. Фотографируйте сквозь все, что делает картинку необычной. Фотографируйте отражения на всем что способно хоть что-то отразить. Когда израсходуете весь потенциал имеющихся в наличии естественных фотографических фильтров можете снять чулок со своей или чужой дамы, одеть его на объектив и на последок создать несколько трогательных портретов с эффектом романтической дымки. Если и это не удовлетворит ваши творческие запросы, плюньте в объектив и мир приобретет приятное размытие.
4. Как снимать танцы?
Совершенно необязательно фотографировать статичные объекты. Все что шевелится может запечатлеться вполне забавно. Снимать танцующих можно сидя, стоя, лежа и танцуя вместе со всеми. При этом можно снимать людей целиком и по частям. По частям иногда интереснее и удобнее. Все медленные танцы можно посвятить фотографируванию декольте партнерши. И вам интересно и ей лестно. В быстрых танцах можно направить фотоаппарат на толпу и переодически нажимать кнопку спуска, потом все стереть. Для пущего эффекта при этом можно и самому прыгать. На качество фотографий это не повлияет.
5. Как снимать подвижные игры?
Подвижные игры нужно снимать очень осторожно. Теория вероятности тут играет против вас. Где бы вы не находились, если играют в футбол, волейбол или баскетбол вы обязательно получите мячом по голове или фотоаппарату. Если играют в теннис или гольф, скорее всего закатают шариком в глаз, если в бадминтон – валанчиком, если в биллиард, то кием или локтем. Берегите себя! Одним глазом смотрите в окуляр фотоаппарата, вторым бдите!
Лучше всего находиться в самом эпицентре игры, но этого во первых могут не оценить участники, во вторым вас могут попросту затоптать. Так что решайте сами откуда фотографировать. Сюжеты возможны самые разные. Основные темы: передача экспрессии и движения, эмоционального накала, фиксация забавных моментов и выражений лиц.
6. Что фотографировать на улице? Только то, что вас действительно интересует! В этом случае есть вероятность, что ваши снимки окажутся интересными и еще кому-то из зрителей. Будьте с собой честны. Я не могу поверить, что вам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересны такие объекты, как клумба тюльпанов, спящий на лавочке бомж или вид с моста на реку. Идущего по улице мужчину интересуют женщины и только женщины. В частности задницы впереди идущих и общие очертания фигур, грудь и лица идущих навстречу. Вот их и фотографируйте!
С женщинами фотографами сложнее. Тут все не так однозначно. Интерес к мужчинам может временно замещаться интересом к витринам, цветам, котятам, щенятам, каким-то металлическим фентивлюшкам кованых оград и прочей чепухе.
Я не призываю снимать интересных но посторонних вам людей нагло нацелив на них фотоаппарат. Это не этично и можно нарваться на скандал. Представьте, что к вам молча подходит совершенно незнакомый человек и начинает сфотографировать. Какова ваша реакция? Лично мне сразу хочется дать в морду… Фотогравировать нужно либо незаметно, либо легко, весело и непринужденно. «Девушка, вы очаровательны! Можно один снимок?». Или «мужчина, у вас очень мужественное лицо, вы не против?..» Но при таком подходе вы получите постановочный снимок.
Намного интереснее снимать жанровые картинки не привлекая к этому внимания. Для этого вешаем фотоаппарат на живот, палец правой руки на кнопке спуска, ладонь левой руки прикрывает правую, фотоаппарат лучше установить в режим серийной съемки, а объектив на широкий угол и идем гулять куда-нибудь в многолюдное место. Фотографировать «с живота» можно все что находится перед вами, при этом не обязательно даже смотреть на объект съемки. Вы просто нажимаете кнопку спуска. Фотографировать нужно сериями, т.к. при использовании данной методики точно скадрировать невозможно и на большей части снимков оказывается изображено совсем не то, что задумывалось. Это единственный способ, за исключением съемки телеобъективом с большого расстояния, при котором у вас есть возможность снимать не реакцию на наличие фотографа, а реальную жизнь.
7. Как сфотографировать ребенка?
Хорошие фотографии детей получаются, когда ребенок занят своим делом и не обращает внимания на человека с фотоаппаратом. Постановочные съемки детей в большинстве случаев требуют нечеловеческого терпения и прорвы времени. Однажды я фотографировал рекламу какого-то детского крема. Нужен был снимок со счастливым и улыбающимся младенцем победно держащим в руке рекламируемый товар. В течении целого дня с перерывами на детский сон мы снимали этот сюжет. Вокруг ребенка потрясая игрушками, гукая и гримасничая прыгали родители. Ребенок счастливо улыбался. Далее ему давали в руку тюбик крема. Улыбка тут же исчезала, лицо модели становилось злобно-сосредоточенным, он изо всех сил сжимал тюбик, так что тот искривлялся до совершенно не рекламного состояния. Было израсходовано несколько упаковок крема и не было сделано ни одного нормального снимка.
Не следует ожидать от детей какого-то активного сотрудничества. Проще дать ему в руки краски, флакон жидкости для создания мыльных пузырей, какую-нибудь дурацкую игрушку и пустить дело на самотек. Если удача будет на вашей стороне, то что-нибудь снять удастся, если нет, ничего страшного, отмоетесь от краски, выбросите необратимо сломанную игрушку и найдете себе более удобный объект приложения творческих талантов.
8. Как снимать домашних животных?
Методик две. Первая наиболее трудная. Работу и семью придется бросить. Изучите труды Дайсэцу Тайтаро Судзуки по дзэн-буддизму. Доктор Судзуки пишет со знанием дела. Хотя он и не являлся священником ни одной из буддийских сект, его уважали в каждом японском храме, так как знание духовных ценностей было в нем непосредственным и глубоким, о чем свидетельствуют все, кто имел возможность лично с ним общаться. Когда он обсуждал высшие состояния сознания, он говорил как человек, который в них жил; и на тех, кто духовно общался с ним, он производил впечатление человека, ищущего интеллектуальные символы для описания состояния сознания, лежащего «по ту сторону интеллекта». Его труды должны заменить личное общение с мастером тем, кто не имел этой возможности.
Далее найдите любое домашнее животное. Научитесь его понимать. Как только вы поймете, что оно такое, автоматически сможете делать фотографии глубокие по смыслу и содержанию.
Вторая методика более доступна и не требует с вашей стороны ни понимания, ни даже какого либо особого интеллекта. Задача очень проста. Фотографируем домашнее животное в необычном виде или ракурсе. Для этого макаем кота в воду, далее обваливаем в муке, фотографируем, потом отмываем. Так же интересно снимать экспрессивные сюжеты. Когда кот обсох, кидаем его на спину спящей собаке. Опыт следует повторить многократно. Фотографируем происходящее. В целях моральной компенсации поим кота валерьянкой, собаку тем спиртным, которое ей нравится. Попугайчику - каплю полусладкого в клювик. Снимаем, что из этого получилось. Если кот испытывает неконтролируемый ужас от общения с пылесосом, этот бытовой прибор может стать прекрасным ассистентом для отдельной фотосессии. Не следует забывать про аксессуары. Женское белье прекрасно преображает облик даже самого мужественно выглядящего пса. А консервная банка привязанная к хвосту кота полностью меняет его поведение и является хорошей профилактикой ожирения.
9. Отбор отснятого материала.
Постарайтесь научиться смотреть на свои фотографии отстраненно и холодно, как будто их делал совершенно посторонний человек не имеющий права голоса. Будьте безжалостны и честны. Научитесь получать удовольствие от уничтожения фотографий. Чем меньше их останется – тем лучше! Поскольку в этом случае действительно хорошие снимки не будут погребены под грудами хлама и вам не придется тратить много времени на их редактирование и обработку в Фотошопе.
май 2006
Дмитрий Константинов
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →